Певец, композитор и актер рассказал "Солидарности” о том, как побеждать обстоятельства
На эстрадной сцене он - герой лирический, нежным тенором
поющий о любви. На телеэкране - порой предстает в роли расчетливого, но
аристократичного афериста. В жизни - приятный в общении и искренний
человек, говорящий о своей жизни не лукавя и не кокетничая. В гостях у
"Солидарности" побывал певец, композитор и актер Сергей ИЗБАШ.
- ...Дело было в Белоруссии, после нашего концерта на стадионе.
Музыканты группы, уже не раз побывавшие в таких ситуациях, прямо от
выхода бегом помчались к ожидавшему нас автобусу, я за ними, последний.
Оглядываюсь и вижу - девчонки бегут с криком: "Дайте автограф!" А я же
только-только начал выходить на большие концерты, взыграло банальное
тщеславие - вот она, популярность! И остановился подписывать листочки.
Толпа фанаток все прибывает, окружают меня плотным кольцом... Из
автобуса мне кричат: "Серега, ты что, офигел! Беги скорей!" Водитель
давит на газ - еле вырвавшись, вскакиваю на ходу, бросая ручки,
открытки, блокнотики, дверь закрывается, и... наш автобус буквально
выносят на руках со стадиона сотни фанаток!
Такой вспоминает Сергей Избаш жизнь группы "Нескучный сад" в середине
1990-х годов. Тогда группа достигла пика популярности, было множество
концертов и гастролей, программы на радио и ТВ, общение со
знаменитостями, которых раньше Сергей, мечтая об эстрадной карьере, мог
видеть только на "голубом экране". Казалось бы, детская мечта сбылась...
ПРОКЛЯТЬЕ БАЯНА
Он родился в простой рабочей семье, в поселке под Одессой. Желание сына
заниматься музыкой не удивило родителей. Отец, по натуре человек
консервативный, согласился: "Попробуй, а там посмотрим". И он
попробовал.
- У меня был на удивление высокий голос, дискант, я мог брать очень
высокие ноты. Поступив в музыкальную школу, солировал в хоре, участвовал
в различных конкурсах, и это было бы здорово, если б не одно "но". Я
всегда мечтал заниматься на фортепиано, но класс был уже набран, и мне
достался баян. Этот инструмент стал моим настоящим проклятьем! Год я
исправно растягивал баян, но потом понял, что не хочу и не могу
заниматься на этом инструменте. Бросил ("Хорошо, сэкономим", - сказал
тогда практичный отец), решил поступать снова - и опять оказался в
классе баяна. Так и пришлось промучиться целых шесть лет.
В общем, музыкальную школу он все-таки не окончил. В 14 лет, после
окончания восьмилетки, решил обучаться в Днепропетровском театральном
училище, выбрав актерское отделение. Мечты об эстраде, которыми Сергей
тешил себя в школьные годы, отошли на задний план, загорелась новая цель
- стать драматическим актером. И вдруг...
- На вступительных экзаменах я рассмешил приемную комиссию, и мне
прочили комическое амплуа. Правда, самому мне было не до смеха. Нам,
поступившим, объявили о распределении на классы по музыкальному
инструменту: девочки - "фо-но", а мальчики... баян!!! Я думал, что
застрелюсь! Но выжил. По окончании училища был распределен в
Днепродзержинский музыкальный театр и как-то сразу получил роль Гавроша в
"Отверженных" Гюго. И тут мне удача снова изменила - в театр пришла
страшная бумажка: мол, разыскивается злостный уклонист от армии Сергей
Избаш (а я всего-то забыл сняться с учета в военкомате Днепропетровска
перед отъездом). В театре мне пообещали добиться отсрочки до осени,
выдали соответствующую бумажку для военкомата. Я отправился в
Днепропетровск, уверенно положил прошение на стол военкома. И получил
отказ и совет, как я могу по назначению использовать этот документ. Мой
дебют в театре не состоялся.
Отслужив, Сергей вернулся в музыкальный театр, а потом, вслед за
режиссером Александром Урбановичем, перебрался в Таганрог. Там, в театре
имени А.П. Чехова, он успел сыграть Кота Бегемота в спектакле "Мастер и
Маргарита" и... получил приглашение на работу в Московский детский
театр "Пилигрим" от его режиссера Виталии Фридман. Детский театр
гастролировал в Таганроге, и актера Избаша заметили.
НЕСКУЧНАЯ СТОЛИЦА
Столица встретила молодого актера вполне гостеприимно. Как-то сразу
нашлась съемная квартира, и уже была работа в театре. Более того, еще не
закончился его первый сезон в "Пилигриме", а Сергей получил
суперпредложение - солировать в популярной группе "Нескучный сад" под
руководством композитора Сергея Березина. Так начала сбываться его
детская мечта об эстраде.
- У нас был жанр размытый немного. Это, по большому счету, поп-музыка
вперемешку с шансоном, что-то чуть-чуть разбитное, застольное.
Композитор Березин старался подобрать такой репертуар, чтобы попасть в
яблочко, быть востребованными. Мы работали живьем, постоянно
гастролировали - это была для меня хорошая школа, хорошая закалка. Моя
жизнь кардинально изменилась, и заработки, естественно, тоже. Хотя...
Бешеных денег не было. Соотношение было таким - 70 на 30 процентов от
полученного за концерт гонорара. То есть большую часть получали худрук и
творческое объединение "Поли", в которое входила наша группа, а
остальное делилось между шестью музыкантами. У меня выходило примерно
200 долларов с каждого концерта - неплохие деньги по тем временам. Все
зависело от популярности группы в конкретное время.
На пике популярности "Нескучный сад" оказался в середине 90-х годов, и
его самым ярким хитом стала песня про Вику-Викторию, печальную историю.
- До моего появления в группе подъемной была песня "Давайте, Люся,
потанцуем", которую исполнял солист Боря Осокин. Она была очень
популярна и стала ступенькой к взлету группы. Когда я появился, мы стали
петь вдвоем как два солиста и записали песню "Вика-Виктория", поднявшую
популярность группы еще выше. Это был 93 - 94 год, и наш хит только из
утюгов не звучал, а на концерте "Вику" мы исполняли по три раза на бис.
Мы снимались часто, во всех популярных программах того периода: были
участниками "Утренней почты", "Шире круг", "Шарман-шоу", "Песен года",
"50х50", "Музыкального обоза". Постоянные "засветки" на ТВ, радио
поддерживали популярность группы. Я, молодой и зеленый, прыгнул сразу в
действующий коллектив, и - бац-бац, сразу тебе телевизор! За кулисами я с
открытым ртом смотрел на Валентину Толкунову, Лещенко, Кобзона. На
гастроли часто вместе ездили с Вадимом Казаченко, Юлианом, Анастасией,
Игорем Наджиевым, группами "Мираж" и "Комбинация". Поначалу
головокружение было - я ли это?
Однако даже самый раскрученный шлягер не может долго держать высокий
рейтинг группы. Году в 1996-м популярность "Нескучного сада" пошла на
спад. Конечно, было еще много хороших песен, но ни одна из них по
востребованности не смогла перекрыть "Вику". А сам Сергей вскоре ушел из
коллектива в одиночное, сольное плавание.
ПРАВО ВЫБОРА
Уйдя из группы, Сергей Избаш решил начать сольную карьеру. Но скоро
убедился, что избавиться от штампа "экс-солист "Нескучного сада"
практически невозможно.
- На концертах меня объявляли так: экс-солист группы "Нескучный сад". А
поскольку я был очень обижен, то всегда просил: "Не надо меня объявлять
таким образом, забудьте это имя, и никаких песен из "НС" я петь не
буду". С другой стороны, меня приглашали на концерты, потому что видели
по ТВ в коллективе "Нескучного сада". Это было мое узнаваемое лицо.
Просто выйти и сказать "выступает Сергей Избаш" звучало уже не так,
чтобы при объявлении моего имени зал сразу взрывался аплодисментами.
Надо было эту ситуацию исправлять, и я стал по возможности быстро делать
свой репертуар.
А проявить себя как отдельный от группы сольный исполнитель было ой как
непросто. Все с нуля. И тогда он нашел решение - участвовать в различных
конкурсах для молодых исполнителей. И успешно: первая премия в
Международном телеконкурсе "Шлягер года", лауреат конкурса "Золотой
микрофон" и телеконкурса "Песня года - 97", награда от Всемирной
ассоциации международных фестивалей FIDOF в Македонии...
- На конкурсе "Золотой микрофон" в Москве я решил исполнить песню
"Брызги шампанского" на стихи Ларисы Рубальской. Выхожу петь...
волнение, адреналин, коленки трясутся, а текста очень много... Первый
куплет спел, начинаю второй: "Мы с тобой..." - и в памяти падает
железный занавес. Мелодия идет, а у меня по спине холодный пот бежит, я
не могу вырулить никак - забыл слова! Думаю - когда же это закончится!
Все восьмистишье куплета я пел только эту строчку "мы с тобой и только
мы с тобой". И только когда начался припев "Ночь нежна, так нежна...", я
смог прийти в себя. Я потом Ларисе рассказывал: "Было такое исполнение
твоей песни "Брызги шампанского", не поверишь, второй куплет принадлежал
не тебе, извини". Но этот казус не помешал мне занять второе место.
Во время этого конкурса Сергей Избаш познакомился с автором,
исполнителем, композитором Игорем Корниловым. А тот впоследствии
представил молодого певца композитору Владимиру Мигуле.
- Тогда болезнь Владимира Мигули уже прогрессировала, он уже не ходил,
говорил с трудом, и его супруга Марина часто была переводчиком в нашем
общении. Наше знакомство совпало с подготовкой концерта в концертном
зале "Россия" к 50-летию композитора, и Мигуля дал мне две песни на
кассете: "Послушай и выбери, какую из них ты споешь на концерте". Я
выбрал песню "Земляничная поляна" на стихи Ильи Резника, близкую мне
своей лирикой и мелодичностью. Я записал эту песню, он послушал
аранжировку, согласился. Концерт Владимир Мигуля слушал дома, по радио.
Прийти сам уже не смог... После его смерти я записал еще десять его
песен, уже с позволения Марины Мигули, для концертов, которые она
ежегодно организовывает в память о супруге. Это была знаковая встреча, и
до сих пор ни одно мое выступление не проходит без песен Мигули,
которые публика помнит и любит.
Конечно, Сергей Избаш пел не только песни Владимира Мигули. Он начал набирать свой репертуар. И это было совсем не просто.
- Друзья друзьями, знакомые знакомыми, но чтобы заполучить в свой
репертуар шлягер или хотя бы какую-то заметную песню, ее нужно было
покупать. Одну из первых песен в своем сольном репертуаре, "Синие очи", я
купил у композитора Евгения Ширяева. Он писал и для Азизы, и для Маши
Распутиной. Тогда, в 1997 году, это стоило порядка тысячи долларов. Он
мне тогда сказал: "Запомни, эта песня будет тебя кормить очень долго", -
и был прав. "Очи" я пою до сих пор. Тогда очень четко покупалось
телевидение, статьи в газетах и радиоэфиры тоже. Цена вопроса? Суммы
были совершенно разные. Помню, на НТВ участие в одной из программ - 400
долларов, и это по знакомству, иначе - уже тысяча. Вроде бы не
заоблачные, но эти деньги надо было зарабатывать. Тогда за выступление в
три-пять песен в концерте я получал около 300 долларов. Но концерты
были не ежедневно, и поэтому продвижение давалось очень сложно. Словом,
до 2000 года для меня все было заново и с нуля. Если возникают преграды в
жизни, это всегда стимулирует - ты должен, ты можешь! И после черной
полосы закономерно следует белая.
КОЛЛАЖ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Новый век для Сергея Избаша ознаменовался началом нового и неожиданного
витка карьеры. Его вместе с певцом Игорем Наджиевым пригласили работать в
большое шоу "Nebulae" в Лас-Вегас.
- Шоу организовывалось американцем русского происхождения Ником
Высоковским, бизнесменом игрового бизнеса. За него вышла замуж одна из
сестер Зайцевых (Елена и Татьяна, российский женский вокальный дуэт
близнецов), и именно под этих певиц делалось все шоу. Для подмоги
пригласили еще двух вокалистов - меня и Игоря Наджиева - в обрамлении
балета, постановки которого делал балетмейстер Сергей Ищук (он до сих
пор работает в коллективе Филиппа Киркорова). Мы разместились на одной
из центральных площадок Лас-Вегаса, не афишируя, что это русское шоу. У
американцев наши выступления пользовались большим успехом, но... через
полгода шоу закрыли. Мы вернулись в Москву, толком так и не заработав, а
на родине оказалось, что за полгода успели, так сказать, выпасть из
обоймы.
И снова для Сергея начался период восстановления - концертная деятельность, запись новых песен...
- Покупать песни стало очень дорого, с каждым годом росла и оплата
телеэфиров, и на радио. Поэтому я стал сочинять музыку сам на стихи
поэтов Аллы Гольцевой (она работала с Толкуновой, с "Ласковым маем", с
Анне Вески, с Кобзоном) и Оли Куланиной (она работала с Малининым,
Долиной и Аленой Апиной). Получались такие творческие тандемы.
Постепенно меня начали приглашать в жюри различных фестивалей:
международные детские фестивали на Украине, в Болгарии, в Молдове. Я
являюсь постоянным членом жюри московского фестиваля "Cтартап
музыкального конкурса вокалистов", сейчас он называется "Ключи к
успеху". И продолжаю свои сольные концертные выступления, гастроли.
Через пару лет после знакомства с Владимиром Мигулей мне поступило
предложение от руководителя эстрадного отдела Московской областной
филармонии стать ее солистом, и я его принял с удовольствием. Сейчас наш
отдел трансформировался в Творческое объединение солистов-исполнителей
"Красногорская областная филармония", где работают Владимир Кузьмин,
Валентина Легкоступова, Алена Апина, Екатерина Шаврина, Николай
Бандурин, Таня Острягина и многие другие. А совсем недавно я записал
свой новый альбом "На БИС", куда вошли неизданные песни в соавторстве с
поэтами Ольгой Куланиной и Аллой Гольцевой. И совсем новые, но уже
полюбившиеся многим песни "Одинокий бродяга-волк" на стихи Светланы
Моисеенко, "За годом год" на стихи Геннадия Супонецкого и "Ты прости
меня, родная мама" на стихи Кузнецова.
В последние годы напомнило о себе и актерское прошлое Избаша. Сергея
стали приглашать на небольшие роли в телесериалах. И там певцу
приходится выступать в совершенно неожиданном для себя амплуа.
- Я снимался в "Детективах" на Первом канале, в "Часе Волкова" на НТВ,
"Кулагин и партнеры", "Прокурорская проверка", "Главное дело",
"Адвокат". В сериалах на НТВ меня приглашают на роль
тонко-аристократичного теневого, криминального авторитета. В "Адвокате" я
главного героя (играет Андрей Соколов) хотел просто убрать. Недавно я
снимался в сериале "Медиатор" и был предводителем некоего сообщества,
аферистом чистой воды, проповедником, призывающим "братьев и сестер"
избавиться и очиститься, прийти к единому Богу. Режиссер мне сказал мою
задачу: "Ничего не играть, вы должны реально верить в то, что вы несете
идею единого братства, духовную идею". Таких персонажей интересно
играть, и у меня они хорошо получаются, хотя по своей натуре я совсем
другой типаж - лирический. Но получается... На съемках подходит ко мне
актер, сыгравший следователя, и говорит: "Сережа, браво, так и хотелось
сказать: арестуйте эту сволочь в конце концов!"
Так что сейчас я снова возвращаюсь к профессии, с которой начинал, и,
может быть, в ближайшем будущем меня уже ждет интересная и значимая
роль. Я верю, почему бы и нет. Я ее уже предчувствую.
центральная профсоюзная еженедельная газета
"Солидарность"
Наталья КОЧЕМИНА
Фото Николая ФЕДОРОВА
"А"-СПРАВКА
Сергей Избаш - лауреат многих всероссийских и международных конкурсов
эстрадной песни: "MACFEST" (Македония), "Шлягер года", "Золотой
микрофон", "Ялта-2002", "Песни России", "Славянский базар" и др.
Обладатель почетного диплома ассоциации международных фестивалей FIDOF и
лауреат ежегодной премии "Персона России - 2008" в области искусства.
Награжден знаком "Профессионалы - гордость России - 2010" Международной
Академии общественного признания, знаком губернатора Московской области
Б. Громова "Благодарю" в 2011 году.
С 1992 года - солист в группе "Нескучный сад". С 1995 года начал выступать сольно.
Выпустил альбомы: "Я - простой!?." (1996), "Призрачный город" (1999),
"Загляни в мой сон" (2004), "Новое и избранное" (2007 - 2010), "На БИС"
(2011).
Источник: http://www.solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_8532.html |